ОБ УСТРАНЕНИИ ИЗБЫТОЧНОЙ КАПХИ ПОСЛЕ ПРИЕМА ПИЩИ
Рубрика «Основы диетологии»
Бхава-пракаша-нигханту, раздел 1, гл. 5:
jīrṇe'nne vardhate vāyurvidagdhe pittamedhate।
bhuktamātre kaphaścāpi kramo'yaṃ bhojanopari ॥ 163 ॥
dhūmenāpohya hṛdyairvā kaṣāyakaṭutiktakaiḥ ।
pūgaiḥ karpūrakastūrīlavaṅgasumanaḥphalaiḥ ॥ 164 ॥
phalaiḥ kaṭukaṣāyaiva mukhavaiśadyakāribhiḥ ।
tāmbūlapatrasahitaiḥ sugandhairvā vicakṣaṇaḥ ॥ 165 ॥
«Вата поднимается, когда пища полностью переварена; питта возрастает, когда пища находится в полупереваренном состоянии (пищеварительный процесс начат, но еще не завершен); капха же увеличивается сразу после еды – такова очередность (дош) при приеме пищи.
Дхумой – вдыханием дыма устраняется избыток капхи после принятия пищи, или же радующими сердце (приятными для человека) вяжущими, острыми, горькими субстанциями – бетельным орехом (семенами бетелевой пальмы, Areca catechu), камфарой, мускусом, плодами гвоздики и мускатного ореха. Либо же плодами острого и вяжущего вкуса, очищающими ротовую полость, или листьями перца бетеля (Piper betle) вместе с ароматными специями, субстанциями устраняет капху сведущий человек».
Доши, как и все в нашем организме, формируются и поддерживаются за счет пищи, которую мы потребляем. Порядок их формирования всегда одинаков: первой, непосредственно после еды, увеличивается капха-доша. Ее признаки – ощущение тяжести, сытости, удовлетворенности, желание замедлить двигательную и умственную активность, у некоторых вплоть до желания вздремнуть, известны всем и особенно проявлены после плотного обеда или ужина.
Профилактически, особенно в сезон высокий капхи либо при доминанте капхи в конституции человека, рекомендуется в конце приема пищи устранять ее избыток за счет субстанций, имеющих противоположные характеристики. В тексте выше перечислены несколько вариантов, и некоторые из них легко применимы в наших условиях:
• Дхума – вдыхание дыма, полученного из лекарственных растений, будет противостоять капхе за счет качеств легкости, интенсивности воздействия, согревающего эффекта и свойств растений, успокаивающих капху: куркума, ним, порошок трипхалы, дашамула, аир болотный используются в дхумапане с целью нейтрализации капхи.
• Использование острых и вяжущих субстанций, очищающих ротовую полость. Именно такие входят в традиционные аюрведические растительные порошки для чистки зубов. Можно использовать их, либо входящие в них растения: из доступных – корицу, кардамон, гвоздику, перцы пиппали, кубебу, мяту.
• Употребление в конце трапезы острых, горьких, вяжущих субстанций и специй: бетелевого ореха, камфары, мускуса, плодов гвоздики и мускатного ореха. Как мы писали ранее в постах об уддхулана-чурне и расале, камфару можно заменить зеленым кардамоном, а мускус – перцем кубеба, остальное легко доступно, за исключением бетеля.
Еще раз заметим, что бетелевые орехи и лист бетеля происходят от разных растений, в первом случае – это семена пальмы, во втором – листья одного из видов перца. Орех бетеля, резкий и очень вяжущий на вкус, имеет легкий психотропный эффект, поэтому подходит далеко не всем и ограничено употребляется в том числе в Индии. Лист перца бетеля, больше пряный, чем вяжущий, напротив, широко используется как освежитель рта, а также в приготовлении, которое называется паан, что собственно и означает лист бетеля.
Мы в Телеграм – https://t.me/ayurvedika_ru
#аюрведика #аюрведа #диетология #аюрведическаядиетология #едаиздоровье #устранениеизбыточныхдош #специипротивкапхи #дхумапана #полезныеспеции